Карусель тем сервиса MYBB2.Ru
Ссылка на тему: http://delirium.mybb2.ru/viewtopic.php?t=868

Режиссёр: Фриц Ланг Страна: Германия Год выпуска: 1927 Жанр: Фантастика,

 
Режиссёр: Фриц Ланг
Страна: Германия
Год выпуска: 1927
Жанр: Фантастика, антиутопия, немое кино
http://www.imdb.com/title/tt0017136/

Посредником между Разумом и Руками должно быть Сердце!

В 1927-ом году Фриц Ланг уже был одним из ведущих и вполне респектабельных немецких режиссёров. Мастер экспрессионистских «психологических триллеров» о безумных преступниках, жаждущих власти. Человек, фактически создавший в последствии жанр фильмов о маньяках-убийцах. И режиссер крайне успешного двухсерийного блокбастера «Нибелунги». Короче тот, кому студия «UFA» была вполне готова выдать любую сумму для нового проекта. Ланг воспользовался этим и чуть не разорил несчастных капиталистов, сняв один из самых значительных научно-фантастических фильмов в истории. Фильм, оказавший огромное влияние на самые разные направления в искусстве, начиная с тоталитарной архитектуры и кинематографической антиутопии-киберпанка и заканчивая японской анимацией и видеоклипами. Фильм, который на самом деле почти никто не увидел...

Легенду анализировать трудно. Легендам вообще противопоказано внимание. Достаточно посмотреть пару раз клип «Queen» на «Radio Ga Ga» и прочитать о том, что «Метрополис» – любимый фильм Гитлера, и вот уже у кого-то составлено вполне твёрдое впечатление. Оно может быть либо положительным, либо отрицательным, но точно неадекватным реальному. Но если вы предпочитаете подлинник суррогату и готовы рыть землю в поисках настоящего фильма, то вас вполне могут ждать сюрпризы.

Главный сюрприз – настоящего фильма-то и нет. Самый дорогой немецкий фильм был слишком длинным (153 минуты), что не вызвало особого восторга ни у зрителей ни у студийных боссов. Поэтому сперва его радикально сократили и упростили для американского проката, потом неожиданно изъяли подлинник из германского. И начали демонстрировать «американский» вариант, без «титров коммунистической направленности». В результате такого вмешательства картина сократилась на четверть. Подлинник был уничтожен, и мы уже никогда не увидим авторскую версию. Тот вариант, что мы сейчас рассматриваем, является уже не первой попыткой смонтировать из оставшихся обрывков версию, близкую к задумке Ланга. И этот вариант, сделанный Фондом Фридриха Вильгельма Мурнау совместно с германским Федеральным Киноархивом считается самым удачным. Именно эту версию ЮНЕСКО внесла в список "Память мира" – собрание эталонов духовной и материальной культуры человечества.

С уничтоженными эпизодами поступили просто, когда наступал обрыв, то в титрах появлялись подробные описания всех пропущенных моментов с сохранившимися фотографиями. Получилось неплохо, фильм смотрится вполне легко.

Следующий сюрприз – сценарий. Сказать что он плох – значит не сказать ничего. Сценарий ужасен даже по меркам 1927 года. Это тем более удивительно, если учесть, что обычно сценарии для фильмов Ланга отличались сложностью и психологической достоверностью. И для Метрополиса историю писала его жена и постоянный сценарист Теа Фон Харбоу. Но в этот раз результат оказался исключительно слащавым и нелогичным...

Итак, «Метрополис». Циклопический город, местоположение которого в пространстве и времени никак не раскрывается. Наверху стоит «Клуб Сыновей», где юные мажоры, дети хозяев города, проводят дни в развлечениях. Внизу же, под землёй, мучаются рабочие, давно ставшие придатками к машинам. И в этих катакомбах появляется секта, духовный лидер которой, Мария, работает учительницей для детей пролетариата. Она рассказывает изнурённым рабам о том, что олигархов на вилы поднимать не нужно, а нужно терпеть, страдать и ждать прихода «посредника», который объединит народ и угнетателей. Мария притягивает детей рабочих в «Сады Сыновей», с целью показать им «братьев». И одного из мажоров, Фредера Фредерсена, сына хозяина города Йо Фредерсена, вид красивой девушки и детей в лохмотьях поражает до самых пяток. Он тут же начинает ползать по подземельям, где видит аварию на предприятии, переодевается рабочим, спорит с отцом и усиленно спасает уволенных им сотрудников. Короче, старательно огорчает родного папу. Папа тоже начинает ползать по катакомбам, узнает про секту и решает Марию дискредитировать. Зачем – непонятно, ведь проповеди Марии являются настоящим подарком для любого рабовладельца, он ей платить должен... Йо Фредерсен заказывает у старого знакомого, изобретателя Ротванга, человека-машину с лицом Марии. Ну и дальше – по нарастающей: народные бунты, разрушения и так далее. Героический барчук как раз и оказавается обещанным мессией-посредником. Заканчивается всё идиллическим рукопожатием Труда и Капитала.

Трудно сказать, почему пессимист и циник Ланг снял эту рождественскую сказку. Может быть, ему отказались выдавать деньги на что-то более двусмысленное? Или, может, он не решился изменять идеи своей жены? Судя по этому сценарию, Теа Фон Харбоу была типичной консервативной фрау времён Веймаровской Германии. Неудивительно, что с приходом к власти Адольфа Алоизовича Гитлера (посредника между Трудом и Капиталом), Теа Фон Харбоу вступила в НСДАП. И когда еврей Ланг сбежал из Третьего Рейха, то он оставил там не только всё имущество, но и жену. Но это – в будущем, а в 27-ом они ещё любящие супруги.

Ложку дёгтя кинул, теперь пора залить её цистерной мёда. Во всём остальном фильм совершенен. Действительно совершенен! Видно, что Фриц Ланг учился архитектуре, а потом долгие годы бродяжничал по миру, подрабатывая уличным художником, дизайнером одежды и карикатуристом. Это фильм архитектора и художника, в нём весь талант режиссёра был брошен на визуальную сторону. Честное слово, я, сын 21-ого века и компьютерных технологий, смотрел ленту, открыв рот. Тоталитарное великолепие «Садов Сыновей», конструктивистские подземелья, красочный развлекательный квартал Йошивара, лаборатория Ротванга (больше похожая на кабинет чёрного мага), явления Смерти, Человек-Машина – всё сделано с любовью и огромным талантом.

Игра актёров тоже на уровне. Хуже всех играет Густав Фрелих. Его Фредер выглядит как сумма всех мелодраматических штампов немого кино. Но Бригитта Эльм даже в роли «бедной овечки» Марии смотрится вполне естественно. Когда же она превращается в Машину, то хочется взвыть от восторга: роскошный персонаж, больше похожий не на робота а на дьяволицу. Безумный взгляд, неестественная пластика, сексуальность. Кибернетическая Вавилонская Блудница. Ещё хочется отметить Альфреда Абеля. Его Йо Фредерсен – действительно сильный и элегантный лидер.

В итоге мы имеем подлинный шедевр, смотреть который стоит любому истинному ценителю кинематографа. Берём двойку за сценарий и делим на неё всё остальное, сделанное на десятку по пятибальной шкале. Оценка – пять!

[quote>ПыСы
В этом году случайно нашли полную версию, она спокойно лежала в музее в Южной Америке. С нетерпением жду, когда её отцифруют и запустят в сеть.
Сам Ланг потом признавался, что не любит этот фильм, считая его лживым. Он сам видел финал совсем другим. Ещё я в статье не отметил Рудольфа Кляйн-Рогге за роль Ротванга. А роль великолепная.
Вообще, статья очень старая, сейчас бы я чуток иначе писал.[/quote>

Ссылка на тему: http://delirium.mybb2.ru/viewtopic.php?t=868



Внимание! Если вы считаете, что темы с вашего форума не должны присутствовать в карусели тем или в карусели присутствует содержимое, нарушающее нормы общепринятой морали, либо действующего законодательства - напишите нам на abusereport@mybb2.ru
 

создать форум