Карусель тем сервиса MYBB2.Ru
Ссылка на тему: http://delirium.mybb2.ru/viewtopic.php?t=763

НОСФЕРАТУ - СИМФОНИЯ УЖАСА (NOSFERATU - EINE SYMPHONIE DES GRAUENS) Год

 
НОСФЕРАТУ - СИМФОНИЯ УЖАСА (NOSFERATU - EINE SYMPHONIE DES GRAUENS)

Год выхода: 1922
Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау
В ролях: Макс Шрек, Александр Гранах, Густав фон Вангенхайм, Грета Шрёдер и др.
Оператор: Фриц Арно Вагнер
Художник: Альбин Грау


ЭССЕ О ФИЛЬМЕ




1. Разрыв с миром

Не много существует фильмов, которые бы с момента возникновения и до наших дней, порождали бы такой шквал, отзывов, критических статей, и всевозможных спорных оценок, как «Носферату – симфония ужаса» Фридриха Мурнау, принадлежащий, несомненно, к их числу тех произведений, которые интересны до сиих пор.
Сложно судить о фильме, не зная творческой биографии режиссёра – его ранних картин. Не сохранились «Сатана» (1919), «Двуликий Янус» (1920) и ещё ряд фильмов, от которых, если что и осталось, то лишь фотографии, сюжетные схемы, или небольшие обрывки. Туман вокруг них за прошедшее столетие, не только не рассеялся, но ещё и уплотнился.
Что может сказать современный зритель, посмотрев один отдельно взятый фильм? Чтобы спустя 80 лет оценивать сколько - нибудь адекватно, нужно погрузиться в ирреальную атмосферу Германии тех времён, нужно проникнуться экспрессионизмом: «…изобразительное решение большинства немецких фильмов 20 – х. годов напоминает сны, всплывшие из глубин коллективной души», - пишет Б. Эйзеншиц.
Сначала действие фильма происходит в периферийном мирке города Бремен. Здесь Мурнау изображает двух влюблённых - Хуттера (Александр Гранах) и Эллен (Грета Шрёдер), и их тихое, призрачное счастье. В городе так же живёт агент по продажи недвижимости Кнок, он как бы экспрессионистское здесь начало, именно Кнок предлагает Хуттеру ехать в Трансильванию, откуда богатый граф Орлок (Макс Шрек) хочет переселиться к ним в город. Хуттер соглашается, но до конца не ведает, какую страшную пробоину в мире он скоро совершит, тогда, как Эллен, глубоко любящая женщина, предчувствует зло.
Когда Хуттер покидает Бремен и оказывается в Трансильвании, проступать начинает первый конфликт фильма: замкнутость героя во внутреннем мире – обычная европейская экзистенциальность вступает в противоречия со всем «внешним»: «Это история отрыва от корней, столкновения с запретным и тяги к смерти…».
Согласитесь, окружающие ландшафты, показаны довольно мрачно: страшный бесконечный лес, огромные лысые горы, люди, сбившиеся в грязную кучку и молящиеся Богу - всё это герой не воспринимает по - настоящему, он эгоистичен и сталкивается с силой, глубоко ему чуждой. Эта «сила» гениально отражена Мурнау, образами призрачной немецкой романтики, потому кажется иногда привлекательной, романтичной. Кино в то время «преображает старые темы, обращается к старым немецким романтическим традициям, и к художественным течениям авангарда», - пишет Б. Эйзеншиц. Экспрессионизм «Носферату» – это наделение традиционных образов тайны, враждебным к ним взглядом, проходящим через призму разрыва с ними. Короче говоря, герой долго жил в себе, а потом оглянулся и ужаснулся окружающим.
Трансильвания Мурнау отнюдь не та, что у Брема Стокера, у режиссёра это «страна призраков», куда попадает очарованный, но глубоко боящийся их Хуттер. Враждебно изображён замок Орлока, который представляет собой как бы продолжение Карпатских гор с гниющими у их подножья лесами… У немцев были планы по реконструкции природы, Носферату - это как бы её заболевший Бог, это то, что пугает, оторвавшихся в цивилизацию людей, это их кошмар, возникший на фоне отрыва, бог, превращённый в урода, устаревший давным - давно. Но это только одна сторона «вампира» …
Вот Носферату появляется из чёрной дыры и увлекает Хуттера в замок. Подозрения человека с запада постепенно сгущаются, и, в конце – концов, мы видим, что Орлок - не человек. Граф стал почти лысый, в кадр попадают его дьявольские ногти, он ходит в призрачном свете. Ночью вампир заходит к Хуттеру, чтобы выпить его «чудесную кровь», но телепатически слышит зов любящей Эллен, и, бросая свою жертву, отправляется в Бремен. Подготовив для себя ящики с землёй, вампир попадает на корабль, плывущий в Германию. Порядком испугавшийся Хуттер, спешит следом, чтобы уберечь возлюбленную.



2. Уродливая природа

Носферату отравляет мир. Если он живёт в проклятой земле, то Хуттер своей сделкой, как бы распространяет проклятье по миру дальше. Он совершает «вылазку», последствия которой необратимы… Кошмарной делается не только Трансильвания. Ящики с землёй оказываются кишащими крысами и болезнь, чума, переносится с ними в цивилизованный Бремен: «Здесь «картина мира» погружена в атмосферу тревоги и ужаса. Наряду с мотивами угрозы, страха и насилия, которые в метафорической форме говорят о жестокости мира, его картине свойственна некая романтизация злодеяний, высвобождающих архитипические инстинкты (Б. Эйзеншиц)». Насчёт «архитипических инстинктов» и «романтизации злодеяния» – на мой взгляд, сомнительно, да и не вполне ясно о чём речь
Между тем идут эпизоды, суть которых - показать «ужасы» внутри самой природы. Например, росянка – растение - вампир, пожирающее муху, опять планы Карпатских гор непролазных и тёмных лесов, пауки, крысы – увиденный под микроскопом мир кишит ужасами, Носферату, нагрянув, символически приближает их, вечные противоречия он делает осязаемыми. Граф появляется на фоне природы, разбушевавшийся, но страшной для экзистенциальных немцев стихии, хотя он сам, казалось бы скованный, казалось бы он мертвец, но корениться в основе дремучей жизни. Носферату – это яд, это коренные противоречия природы, это символ болезни, так часто прослеживаемый в немецком кинематографе, болезни с которой борются герои экспрессионизма.
В общем, второй конфликт фильма внутри самой природы. Теперь не замкнутость героев тому виной, а природа, которая объективно ужасна: «…быть может, автобиографическая тематика фильма – вездесущность первородной ошибки или проклятия, эпидемии и изгнания из сообщества; комплекс его образов идёт от живописи, но не через цитаты, а через разработку форм, уникальную в истории кино».
Не могу не затронуть эпизод на корабле. Я считаю его одним из лучших в фильме. Если по коже когда и пробегает «знобящий холод судного дня», это происходит в момент появления вампира на фоне чёрных парусов… Матросы один за другим гибнут от ненависти, которая как миазмы распространилась в замкнутом пространстве трюма. Парусник, мчащий через открытое море - это романтика, но в тоже время и замкнутое пространство. Романтическая мечта как бы не имеет исхода, она замкнута и теперь тоже отравлена, она разрушена изнутри появлением вампира.





3. Любовь и мировые противоречия

Эллен, сидя на кладбищенском берегу пустого моря, чего - то ждёт. Всё приходит в движение. Кнок из слуги Носферату превращается в безумного пророка Судного дня. Хуттер возвращается в город, где уже установилась чума. Он отходит в область второстепенных героев. Кстати, профессор Бульвер (в романе Стокера Ван Хельзинк) здесь тоже второстепенный герой.
От чёрной смерти люди прячутся по домам, закрывая все двери и окна, но эпидемия не проходит, и многим жителям рано или поздно придётся слечь в закрытые гробы. Символически они хотят спрятаться от ужаса внешнего внутри себя, но и там, внутри, их тоже подстерегает смерть. Мотив ухода в себя очень характерен для немецкого экспрессионизма, и «демонического экрана» 20 – х. Напрямую, большинство немецких фильмов снималось в замкнутом пространстве («Носферату» - исключение). Да и сами немцы, мечтая о расширении «жизненных пространств» остались отрубленными от окружающего мира как бы в своём внутреннем. Мечта экспрессионистов – уход из этой замкнутости.
Эллен читает «Книгу вампиров», где сказано, кто может справиться с Носферату: «только кровь чистой сердцем девушки, остановит вампира». Своей любовью Эллен призывает его, и вампир тянется к ней чувствуя, что есть где - то чистая, ещё не отравленная им жизнь.
Главная героиня, которая действительно способна противостоять монстру – Эллен. Ни сонный профессор Бульвер, ни отрицающий и запуганный Хуттер не могут. Мурнау хотел сказать, что только любовь способна исправить коренные противоречия мира, только сильный любовью человек способен принять удар кошмарно – экспрессионистского мира на себя. Любовь, иначе говоря, снимает противоречия во всём. Но, вступив в борьбу с силами зла, она неминуемо гибнет. В этом трагизм экспрессионизма. В момент насыщения кровью Эллен Орлока настигает рассвет, и вампир, не успев скрыться, растворяется в лучах утренней зари. Замечу, что Эллен сама зовёт к себе вампира, и кроме её крови он ничью в фильме не пил.




4. Различные факты и суждения о фильме

• За «Симфонией ужаса» закрепилась слава самого страшного фильма XX века. Только в 1972 году его разрешили к показу в Швеции. Долгое время он находился под запретом в Финляндии.

• Картина была сенсационной по светотени, тени использованы Мурнау как символы, как знамения рока, от которых нет спасения (например, тень Орлока, движущаяся по стене в комнату Эллен). В сцене, где экипаж везёт Хуттера в замок, в одном из кадров ночной лес виден в негативе (белые деревья), но экипаж и лошади по – прежнему тёмные. На самом деле вся сцена снята в негативе, но экипаж и лошади задрапированы в белые полотнища.

• «Носферату» снимался в основном на натуре, тогда как большинство экспрессионистских фильмов делалось в павильонах с использованием разных причудливых декораций. Трансильвания снималась в Словакии, а в качестве замка Орлока был использован реально находящийся там Оравский Град. Мурнау впервые удалось утвердить экспрессионистский взгляд на мир без его фантастического преображения. С одной стороны – фильм критика всего направления, но, по словам Эйзеншица, « это полностью экспрессионистский шедевр».

• Вопреки распространённому мнению Носферату не означает «вампир», «бессмертный» или что – то подобное. Это слово имеет значение «переносящий болезни». Оказать влияние могло поверие, существующее в странах восточной Европы, согласно которому вампиры являются переносчиками различных заболеваний.

• Известно, что Фридрих Мурнау горел желанием экранизировать «Дракулу», но так и не добился разрешения. Слегка изменив сюжет и героев, он снял «Носферату». Вдова Б. Стокера Флоренс Стокер обвинила киностудию Prana Film GmbH в плагиате и выиграла судебный процесс. В результате киностудия обанкротилась, а все немецкие копии фильма к 1925 году были уничтожены. Отсюда нашумевшая путаница с фильмом. Найденные впоследствии американские и французские копии отличались друг от друга целыми эпизодами… Композиция Мурнау с точностью не известна до сиих пор. Даже сейчас на DVD существует несколько разных по продолжительности версий. Когда фильм «переоткрыли» французские сюрреалисты, ими был поставлен отсутствующий у Мурнау, но существующий во всех современных версиях субтитр: «Когда он переезжал через мост навстречу ему двинулись привидения». А момент, когда Носферату появляется в Бремене в окружении полчищ крыс, видимо, утерян навсегда.

• Под сомнение ставится исполнение роли вампира Максом Шреком. По словам Адо Киру(?) «это утверждение - умышленно ложное. Никто никогда не мог раскрыть подлинное имя удивительного актёра, которого гениальный грим сделал навсегда неузнаваемым. Говорили, что это сам Мурнау. Действительно ли он играл Носферату?»

• В широко известной русскому читателю книге «От Калигари до Гитлера – история немецкого кино» Зигфрид Кракуэр (её автор) задался вопросом: «Можно ли подумать, что Мурнау (пусть и не подозревая) своим фильмом содействовал распространению пропаганды нацистов, подготавливающей их победу?». Нельзя. Но, главное в фильме – это столкновению Любви (образ Эллен) и разрушения, ненависти, анархии, противоречий (образ Носферату). Великая любовь путём колоссальной жертвы (смерть Эллен) побеждает зло. Соответственно концовка фильма наполнена тоской, жаждой утраченного, и жаждой нового мира, ощущением какой – то несправедливости. По духу – это экспрессионизм. Нацизм –плод экспрессионизма. Это как бы осуществление мечты экспрессионистов в реальности: «Серьёзная борьба за нового человека посреди этого кошмарного хаоса, - хаоса порождённого распадом, искажением реалий и ценностей, - пишет оставшийся в третьем Рейхе поэт Готфрид Бенн. Нельзя обвинять одного(!) Мурнау в «пропаганде нацизма». Подобного тому, как русский футуризм возвещал о приходе Советской власти в России, так и немецкий экспрессионизм подсознательно готовил людей к нацизму. По другому и быть не могло. Не знаю, как объяснить иначе.







Ссылка на тему: http://delirium.mybb2.ru/viewtopic.php?t=763



Внимание! Если вы считаете, что темы с вашего форума не должны присутствовать в карусели тем или в карусели присутствует содержимое, нарушающее нормы общепринятой морали, либо действующего законодательства - напишите нам на abusereport@mybb2.ru
 

создать форум