Карусель тем сервиса MYBB2.Ru
Ссылка на тему: http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=562

[url>http://www.musicbox.su/info/458.html ГУСЛИ - ЖИВОЕ СЛОВО СТАРИНЫ ---

 
[url>http://www.musicbox.su/info/458.html
ГУСЛИ - ЖИВОЕ СЛОВО СТАРИНЫ
--------------------------------------------------------------------------------

Текст: Геннадий ЛАВРОВ

Бесценна для нас история народа, запечатленная в летописях, берестяных свитках, старых рукописных книгах. В них отражен целый пласт культуры и жизнь многих поколений людей, записанная знаками, буквами, рисунками… Страницы этих творений и сейчас несут в себе печать чувства живого летописца…

Но не звучит Живое Слово,
Его шептали губы летописца,
Те звуки в вечности растаяли.
И все же чудо есть -
Изустное преданье!
Тысячелетиями в них из уст в уста,
Передается
Живое слово старины…


В народе таких редких исполнителей старинных сказаний называют сказителями. В последнее десятилетие пробуждается интерес к старине, древним традициям народов России. Создается множество фольклорных коллективов, ставящих своей целью исполнение, восстановление и сохранение народных песен в звучании, наиболее близком старинному. Искусством исполнения древних сказаний владеют лишь единицы, потому так ценны попытки воссоздания традиций эпического исполнительства. Исполнение эпических произведений, в отличие от других жанров русской песни, не претерпели изменений — псалмодическое, однообразное и бесстрастное напевание трудно воспринимается современным слушателем. По богатству письменного наследия, доставшегося с древнейших времен, эпос Руси уникален. Столетиями собиратели древних сказаний, фольклористы, записывали тексты былин, песен. Оживить эти тексты трудом современных сказителей, запеть их по-новому, не разрушая старого — наша задача.

Гусли — древнейший струнно-щипковый музыкальный инструмент типа цимбал, первые дошедшие упоминания относятся к VI веку н. эры. Старинные гусли представляли собой деревянный плоский ящик с несколькими жильными струнами, настроенными диатонически. Обычно они сопровождали пение сказителей былин, при игре державших инструмент на коленях — «гусли звончатые». В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название инструмента связано со звучанием тетивы лука:

…Зазвенела тетива,
Воспорхнула стрела…


В древности упругая струна лука называлась «гусла» — вот вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак, струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

Древняя рукопись священной книги изображает в заглавной буквице «Д» сидящего царя Давида, поющего псалмы и играющего на гуслях. Художник изобразил один из видов инструмента, бытовавшего в те времена на Руси — так называемые шлемовидные гусли. Форма корпуса действительно напоминала шлем. В дальнейшем форма резонаторной плоской коробки изменилась — появились и гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте — изменилась и форма корпуса, появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрой на гуслях царей Византии. Тогда гусли изготавливались из долбленой доски сухой ели или клена. Клен «Явор» особенно любим музыкальными мастерами, отсюда происходит одно из названий гуслей — «яровчатые». А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми». Судьба этого инструмента связана с народной эпической песенной традицией. Мастера-умельцы столетиями передавали свои секреты изготовления, песни были всеми любимы. Как водится, певцы часто нелестно пели о властях:

О волюшке, о долюшке
Былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке,
Покличет, позовет.
Великой дыбой дыбились
Вельможи да цари
Чтоб на Руси повывелись
Бродяги, гусляры?
Но пели гусли звонкие,
И был их лад суров,
И шли бунты жестокие
От песен гусляров.

(И. Кобзев)

Эти гонения на гуслистов или, как называли их нарицательно, гусляров, сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким был он в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. В начале нашего века инструмент был усовершенствован Н. И. Приваловым (1868-1926) в четырех размерах: пикколо, прима, альт, бас. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки древесины, лаки, декоративная отделка — все это давно уже вывело гусли из разряда архаичного, чисто народного инструмента, превратив его в сценический профессиональный с богатейшим уникальным звучанием. В оркестре применяются клавишные гусли с механическим педальным глушителем, сконструированные Н. П. Фоминым (1864-1943). Клавишные гусли обладают полным, приятным звуком, имеют хроматический заполненный диапазон в 5 — 7 октав.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе и гусли щипковые — столовидные, и гусли клавишные, чье звучание придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов. В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры-сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры, так и пения. Наряду с щипковыми гуслями 3-х типов, основными приемами игры на которых являются щипок и бряцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывает струны и дает возможность выбрать нужный аккорд, что заметно упрощает игру на гуслях как аккомпанирующем инструменте.

К большому сожалению приобрести инструмент можно только в маленьких мастерских, где единичными экземплярами изготавливают гусли. О фабричном производстве говорить не приходится. Но… гусли звучат и будут звучать вечно!


--------------------------------------------------------------------------------

«Содружество «Калики»
Представляем первоначальный состав:

Певец — гусляр Андрей Байкалец — пришел в Москву пешком из древнего града Иркутск, от священных вод озера Байкала. Гусляр-певец из «глубинки», из народной гущи, чье неожиданное появление стало для многих радостным событием. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и сам голос, — все это, гармонично сливаясь, пробуждало живые картины старины. Духовные песни, былины, им исполняемые, тревожат сердца и согревают душу, оставаясь в памяти. Появление таких певцов особенно бесценно. Удивляет обилие его репертуара! В его песнях звучит тревога, призыв, и в то же время в них надежда, вера и любовь к ближнему. Наиболее популярен его альбом «Раю, мой Раю».

Певец — гусляр Геннадий Лавров — самый старший в «Содружестве». Народный сказитель, гуслист, певец, художник, задавшийся трудной целью воссоздания древней изустной традиции эпического исполнительства. Вот уже более двадцати лет старинные песни, былины и баллады в его исполнении живут полнокровной жизнью. Они не сданы в архив, а изо дня в день исполняются, с огромным интересом впитываются современным слушателем.

На основе концертной, педагогической практики, многочисленных лекций и бесед, профессором Лавровым Г. И. была разработана концепция современного эпического исполнительства, благодаря которой народные сказания начинают звучать по-новому, не теряя своей красоты и смысловой актуальности и сегодня.

В пении артиста ярко прослеживается русская национальная школа вокала, вершиной которой является Ф. И. Шаляпин. В последнее время выпущены два альбома -»Как во стольном городе во Киеве «и «О, светло светлая».

Гусляр — певец Егорий Стрельников — приехал в Москву из Днепропетровска. С самых первых концертов проявил себя как яркий и самобытный гусляр-инструменталист. Стихия звучания живых струн гуслей, их волшебство и многотембровая глубина, поглотила его без остатка. Жажда овладеть всеми тонкостями и приемами игры на гуслях привела его в класс знаменитого в России гусляра Димитрия Локшина. Занятия с ним дали скорые плоды, и Егорий сформировался как гусляр-виртуоз. Можно подолгу слушать чудесные звуки его гуслей, но …зазвучал голос, искусство гусляра обрело еще большую силу, наполнилось звучанием живого слова. С тех пор он стал исполнителем духовных песнопений, песен былин древней Руси. В игре его гуслей оживают картины природы, народные гуляния, колокольные звоны. Яркая гусельная имитация колокольных звонов привела его на звонницы православных храмов, и вот он — звонарь Свято-Данилова монастыря в Москве. Жизнь кипит: концерты, встречи, и знакомство с соратником Валерием Гараниным. Так родился дуэт двух гусляров.

Валерий Гаранин — суздалец, певец-гусляр из града Суздаля. Кто не бывал в Суздале, тот не может в полной мере ощутить дух древней Руси. Именно там живет певец-гусляр Валерий Гаранин, там Вы услышите его блестящее мастерство и как звонаря. При слушании его колокольной игры подкатывает комок к горлу. Бессмысленно описывать красоту колокольных звонов Руси, искусство звонаря сравнимо с искусством дирижера оркестра. Как тут не запеть в полный голос, ощущая себя сопричастником красоты святых градов Руси, ее просторов, как не ощутить себя певцом дивных сказаний старины?! Так рождаются певцы-гусляры, так родился Валерий Гаранин.


Ссылки на музыку, выложенную на ресурсе nnm.ru:
Валерий Гаранин - Земля русская (2004)
Митя Кузнецов и Егор Стрельников - Сила по Силе (2006)
Егорий Стрельников - Пресветлый Ангел (2007)
Митя Кузнецов - Голубиная книга (2005)
+ Митя Кузнецов и Егор Стрельников - Яко по морю (2005)

АНДРЕЙ БАЙКАЛЕЦ: Раю, мой Раю"
Геннадий Лавров "Преданья Старины Глубокой"
Лавров Геннадий - Поле Куликово (2003)

Ссылка на тему: http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=562



Внимание! Если вы считаете, что темы с вашего форума не должны присутствовать в карусели тем или в карусели присутствует содержимое, нарушающее нормы общепринятой морали, либо действующего законодательства - напишите нам на abusereport@mybb2.ru
 

создать форум